Мое знакомство с небом

Случай отчаянного балансирования на грани жизни и смерти бывает у многих, а кому «повезёт» то и не раз. Мои родители рассказывали, была война, была эвакуация в далёкий Казахстан, где мне суждено явиться на этот свет и всего через несколько месяцев после рождения по причине брюшного тифа оказаться шатко балансирующим на краю «того света». День от дня всё хуже, последние надежды тают, со мной уже прощались, но вопреки зловещему прогнозу я  ожил, как говорят медики – кризис миновал. По малости возраста самому не дано было тогда осознать и запомнить происшедшее, а другой случай, хотя и произошёл  давно, помню как сейчас.

Не знаю, кто был моим испытателем судьбы и спасителем там, в Казахстане, но в этот раз я балансировал на таком же краю ещё более шатко и ненадёжно уже  по собственной воле. Случай  из тех же самых, а лет мне на этот раз   было достаточно, чтобы осознать всем своим существом, что через секунды –  реальный конец всему.

Но всё по порядку…   Годы идут, идут, а стереть память о моём первом самостоятельном полёте, полёте без всякой лётной подготовки на неиспытанном самолёте собственной конструкции  построенного своими руками, им не удаётся. Специалисты и скептики скажут — это авантюра. Согласен. Более того, авиация вообще, на мой взгляд, в некоторой степени – авантюра. По крайней мере, на сегодняшний день. Не буду по этому поводу много распространяться, напомню лишь, что авиацию некоторые вообще не приемлют, а большинство пользуются ей, лишь как транспортом только из-за отсутствия более достойной альтернативы. Я себя и Вас, читатель, если Вы уж обратили на эти строки внимание, к таковым не отношу. Бесспорно, что надёжность и гарантированность в прямой зависимости от степени совершенства. В живой природе – мире абсолютного совершенства и гармонии много всего летающего, и мы не припомним случая, чтобы птица или даже простой комар стали жертвой собственных «технических неполадок» или недостатка лётного мастерства. Совершенство в делах человека само по себе не приходит, его нужно достигать. Поэтому, одержимым авиацией, авиаторам — первопроходцам без авантюризма не обойтись, здесь почти каждый, даже самый малый шажок к совершенству – это преодоление черты неизвестного, что будет за следующим?

Читайте также:  Самолеты Дмитрия Митрофановича

В данном случае для меня лично это был не шажок, а крупный шаг в преодолении себя и в свершении моей давней всепоглощающей мечты  – построить самолёт собственной конструкции и летать во чтобы то ни стало.

Летательных аппаратов для личных целей в те времена в нашей стране не существовало, Гражданским кодексом не предусмотрено. Другого способа достичь своей цели я не видел. А цель, как говорят, оправдывает средства.

Называйте меня  легкомысленным, авантюристом, как хотите. Мне всё равно, не важно. Важно то, что я  осуществил свою мечту — построил самолёт и полетел!

Повышенный интерес ко всему, что летает, к полётам у меня был всегда. Во всяком случае, я не помню момента, когда он  возник и почему. Может быть, как сейчас говорят, на генном уровне?  У нас в роду был профессиональный авиатор, старший брат моего отца — Георгий, Память о моём дяде Георгии Митрофановиче для меня была, есть и всегда будет свята. Рассказывая о своих лётных приключениях, я не могу не посвятить ему здесь хотя бы несколько строк.

Со слов родных и знакомых, с раннего детства он только и мечтал о полётах, был просто одержим ими. Бывало, гоняя голубей и созерцая их  полёт, в мыслях всецело находился в стае, поэтому отчаянно взмахивал руками – воображаемыми крыльями, увлекшись настолько, что никак не замечал недоумённого восприятия  своих малопонятных действий случайными наблюдателями. Они не могли видеть высоко поднявшихся и превратившихся в малозаметные точки голубей, а тем более заглянуть в мысли мечтательного деревенского паренька.

Как только позволил возраст — аэроклуб, затем лётное училище. Лётчик-истребитель, командир звена. Великая Отечественная война, судьба уготовила ему участь пройти сквозь все её горнила. Накануне первого дня войны по причине предательства или чьего-то головотяпства лётный и технический состав отправляют в увольнение. В результате с горящего и разбомблённого аэродрома не  взлетает ни один самолёт. Переформирование. Панорама войны из открытой кабины И-16, знаменитого, но уже устаревшего «Ишачка». Неравные схватки в воздушных боях на разных фронтах. Массовые потери. Был сбит за линией фронта. Прячась в болотах и лесах удалось не попасть в руки  врага и вернуться к своим. В 2008 году Министерство Обороны рассекретило документы, касающиеся многих судеб участников войны, поместив их в Интернет. Среди них – послужной список моего дяди. Из него стали явными неизвестные доселе детали во всей их  хронологической последовательности, кроме белого, а скорее чёрного пятна продолжительностью в несколько месяцев. Месяцев после возвращения из-за линии фронта, которых попросту, как бы, не было. Можно только догадываться, на что они потрачены. В остальном — всё ясно. Ему доверен ЛАГГ-3, он командир эскадрильи. Воздушные бои в небе Кубани. Тамань, немецкая оборонительная «Голубая линия». С апреля 1943 здесь развернулись крупнейшие воздушные сражения  Второй мировой войны. Два сбитых им немецких самолёта.  Орден «Красной Звезды». К июлю ценой героических, невероятных усилий  советским пилотам удалось наконец  бесповоротно завоевать оперативное господство в воздухе. Казалось бы, самое страшное уже позади. И вот…из сухих строк архивных справок -«командир эскадрильи Пивоваров Г. М. погиб при катастрофе самолёта ЛАГГ-3 6.09.1943г. …Самолёт разбит…Причина: разрушение правой плоскости в воздухе из-за разрушения переднего лонжерона вследствие его недостаточной прочности. Виновен завод №31».

Читайте также:  Двухместный биплан

Подобная катастрофа с ЛАГГами — не единичный случай. Большая партия таких самолётов была отстранена от полётов по причине производственных и конструктивных недостатков. А наряду с памятью о боевых заслугах  самолётов ЛАГГ, за ними сохранилась в среде бывалых лётчиков-фронтовиков своя расшифровка аббревиатуры –лакированный, гарантированный гроб.

Похоронен Георгий Митрофанович в г. Тимашевске, Краснодарского края.

На городском мемориале среди других есть обелиск с его именем. Ровно через 65 лет, 6.09.2008 г., мне с моим братом и родственниками удалось побывать на могиле нашего дяди, побывать в местах, где он  воевал и, защищая Родину, отдал за неё жизнь.

Влияние моего отца на определение моего авиационного интереса так же бесспорно.  Он, врач по профессии, Но при этом был не равнодушен к технике, а к авиации особенно. Поняв, что к медицине я не приспособлен, стал подогревать мой врождённый интерес ко всему летающему, в том числе птицам и даже насекомым  с самого моего раннего детства. Сам он имел обширные разносторонние знания, многое мог рассказать и доходчиво объяснить, часто всё перемешивал с юмором и не забывал съязвить при случае. К примеру, когда я понял с его слов, что причина лётного успеха птицы в том, что природа сделала её обтекаемой в смысле аэродинамики, задал вопрос:

— А человек обтекаемый?

Тут же последовал ответ:

— Когда у  него такие грязные ноги, как у тебя, то нет.

Мы в те времена жили в деревне, за всё длинное и жаркое лето лишь считанные разы надевали обувь. Отмывались дочиста ноги почти всегда только при помощи сильного морального воздействия родителей.

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru